РАСЧЕТ 

2008 – 2009

Предвосхитив приближение глобального экономического спада, накануне 2008 года Кадырова начала создавать серию скульптур, которые послужили своеобразным портретом экономического кризиса, разразившегося с полной силой осенью того же года. 
 
Проект «Фрукт», состоящий из четырех отдельно лежащих элементов, говорит о бесконечном переделе экономических ресурсов, происходящем в современном обществе. Самый большой фрагмент композиции представляет собой половинку фрукта; часть поменьше – четверть плода, самые маленькие – пустые, выеденные дольки. Смоделированный по типу цитрусового, «Фрукт» Кадыровой предстает перед зрителем в неожиданной черно-белой гамме. По словам художницы, такая монохромная бинарность была выбрана как символ дресс-кода бизнесменов. Таким образом Кадырова конкретизирует разговор об экономических проблемах, концентрируясь на их гуманитарной составляющей. Символическая мякоть половинки облицована зеркальной плиткой, в которой зритель может увидеть свое отражение, признав себя частью эксплуатируемых человеческих ресурсов. При этом половинка фрукта все еще позволяет увидеть свое отражение, несмотря на раздробленность граней скульптуры. В четверти плода отражается еще меньше человеческого присутствия, а выеденная долька не содержит зеркальной «мякоти» — она облицована матовым белым кафелем. Пережеванный в непрерывной погоне за экономическим приростом, человек вообще исчезает из поля зрения, становясь лишь легко доступным и легко заменяемым ресурсом. 

Вторая часть серии «Расчет» состоит из кафельных скульптур, напоминающих различного рода графики, диаграммы и визуальные схемы, с заметной долей иронии демонстрирующие зрителю показатели непомерного экономического прироста. В черно-белом триптихе кривая прироста разбухает до таких размеров, что в итоге совсем обваливается с поверхности. Более того, «роль» рухнувшего графика Кадырова поручает куску гранита на полу под кафельным триптихом. Этот гранитный кусок, будучи слишком тяжелым, физически не мог бы находиться на вертикальной поверхности скульптуры. Такое несоответствие материала и веса подчеркивает абсурдность погони за прибылью, которая не может увеличиваться бесконечно. Еще один график – квадратная массивная плита которого служит символом Цпошатнувшейся экономики — стоит на ребре одной из своих граней, готовый вот-вот накрениться и упасть. Ярко-красная кривая этого графика противоречива: если плита упадет в одну сторону, то кривая будет свидетельствовать о приросте, если в другую – то об упадке. Той же логике абсурдного прироста следуют и другие скульптуры серии: круглые диаграммы, чьи сегменты разбухают и выходят за рамки окружностей. 
 
Демонстрируя неоспоримый социальный подтекст, скульптуры Кадыровой выглядят как трехмерные модели супрематических композиций русских авангардистов начала двадцатого века, и таким образом они не только вступают в полемику о проблемах современного общества, но и напоминают о преемственности художественных течений в истории искусства. 

© Тексты о работах: Олена Червонык, Виталий Атанасов

© Дизайн: Денис Рубан 

© Переводы: Лариса Бабий,

Екатерина Кочеткова, Марьяна Матвейчук,

Куролай Абдухаликова

CALCULATION

2008 – 2009

On the cusp of 2008, anticipating the impending global economic downturn, Kadyrova began creating a series of sculptures that became a sort of portrait of the economic crisis that erupted in full force in the autumn of that year. 

 

The project Fruit, which consists of four freestanding elements, addresses the endless redistribution of economic resources occurring in contemporary society. The largest piece of the composition is half a fruit, followed by a quarter of the fruit, and the smallest pieces are empty rinds. Modeled on a citrus fruit, Kadyrova’s Fruit is presented to the viewer in unexpected black and white tones. According to the artist, this monochromatic binary was chosen as a symbol of businessmen’s dress code. Thus Kadyrova concretizes the conversation about economic problems, focusing on their humanitarian aspect. The symbolic “pulp” of the half-fruit is faced in mirrored tile, which allows the viewer to see his/her reflection and recognize that he/she is among the exploited human resources. And it is still possible to see one’s reflection in the half-fruit, despite the fragmentation of the sculpture’s facets. The quarter-fruit reflects even less human presence, and the empty rinds contain no mirrored pulp – they are lined with white tile. Chewed up in the continuous pursuit of economic growth, the person entirely vanishes from sight, becoming merely an easily accessible and easily replaceable resource. 

The second part of the series Calculation consists of tile sculptures that resemble various kinds of graphs, diagrams and visual schemes displaying – with a noticeable degree of irony – indicators of exorbitant economic growth. In a black-and-white triptych the growth rate rises to such proportions that it completely falls off the charts. Furthermore, Kadyrova assigns the “role” of the collapsed graph line to a piece of granite on the floor beneath the tile triptych. This piece of granite, which is far too heavy, could not be placed physically on the vertical surface of the sculpture. This incongruity of the material and weight emphasizes the absurdity of the pursuit of profit, which cannot increase infinitely. Another graph is a massive square tile that serves as a symbol of the unstable economy – it stands on one of its corners, ready to tip over and fall at any moment. The graph’s bright red line is disputable: if the tile falls to one side, then the line will point to growth, if to the other side – to decline. The other sculptures in the series also follow this logic of absurd growth: pie charts with segments that enlarge and exceed the circumference of the graph. 

While demonstrating an undeniable social commentary, Kadyrova’s sculptures look like three-dimensional models of the Suprematist compositions of the early-20th-century Russian avant-garde; so they not only enter into debate on the problems of contemporary society, but they also recall the succession of artistic movements in art history. 

© Тексты о работах: Олена Червонык, Виталий Атанасов

© Дизайн: Денис Рубан 

© Переводы: Лариса Бабий,

Екатерина Кочеткова, Марьяна Матвейчук,

Куролай Абдухаликова