ФОРМА СВЕТА. Пейзажная аллея. Киев. Украина.

2011

История создания городской скульптуры «Форма света», которая концептуально является частью проекта «Неявные формы», тесно переплетается с недавними спорными событиями застройки Пейзажной аллеи в Киеве – знакового исторического места, на котором в средневековье располагались каменные княжеские палаты правящей элиты Киевской Руси. Пейзажная аллея и прилегающая к ней территория руин Десятинной церкви как символические места власти постоянно притягивают различные силы, от религиозных институций до строительных компаний, борющихся за свое физическое присутствие на аллее, таким образом пытаясь обосновать свои собственные претензии на власть. 

 

Им противостоят ряд гражданских и художественных иннициатив, старающихся сохранить Пейзажную аллею прежде всего как парковую зону, из которой общество не должно быть вытеснено частным капиталом. Однако далеко не все художественные начинания, даже если

 они служат благородной цели сохранения парковой зоны, получают одобрение и самой художественной среды, и широкой общественности. Борьба за Пейзажную аллею и по сей день является той лакмусовой бумажкой, которая демонстрирует отсутствие действенных механизмов функционирования гражданского общества в Украине, где люди часто не способны вести общественный диалог.

 

Таким образом огромный восьмитонный бетонный конус, визуализирующий неосязаемый свет, якобы льющийся из фонаря, используемого на киносъемках, приобретает дополнительные коннотации в контексте проекта Кадыровой «Неявные формы», работы которого не только выявляют невидимое, но также обращают внимание зрителя на то, насколько это «невидимое» загромождает наше жизненное пространство. Киношный фонарь «проливает» бетонный свет, обнажая таким образом точки общественного напряжения, касающиеся вопросов украинского публичного пространства.

© Тексты о работах: Олена Червонык, Виталий Атанасов

© Дизайн: Денис Рубан 

© Переводы: Лариса Бабий,

Екатерина Кочеткова, Марьяна Матвейчук,

Куролай Абдухаликова

FORM of LIGHT

Peizazhna Lane, Kyiv, Ukraine. 2011

The history of the creation of the public sculpture Form of Light, which is conceptually part of the project Invisible Forms, is intertwined with the recent controversy surrounding construction on Peizazhna Lane in Kyiv – an important historical place where in the Middle Ages the ruling elite of Kyivan Rus’ built their noble stone palaces. As symbolic sites of power, Peizazhna Lane and the adjacent ruins of the Desiatynna Church constantly attract various forces, from religious institutions to construction companies, who contend for physical presence in the area in an attempt to substantiate their own claims to power. 

They are meeting resistance from a number of civic and artistic initiatives who are striving to preserve Peizazhna Lane primarily as a park zone from which the community should not be pushed out by private capital. Still, few artistic 

endeavors, even if they serve the noble purpose of preserving a park, meet with the approval of both the artistic community and the public at large. To this day the struggle for Peizazhna Lane is a litmus test that demonstrates the lack of effective mechanisms for a functioning civil society in Ukraine, where people often are not capable of engaging in public dialogue. 

And so the massive, eight-ton concrete cone, visualizing the impalpable light seeming to effuse from a film production lamp, acquires additional connotations in the context of Kadyrova’s project Invisible Forms, whose works not only reveal the invisible, but also draw the viewer’s attention to how much that “invisible” encumbers our living space. The lamp “pours out” concrete light, thus exposing points of social tension related to questions of Ukrainian public space. 

© Тексты о работах: Олена Червонык, Виталий Атанасов

© Дизайн: Денис Рубан 

© Переводы: Лариса Бабий,

Екатерина Кочеткова, Марьяна Матвейчук,

Куролай Абдухаликова